Единый единою чертою — спиральная картина неизвестного русского мастера

image00001

Эта картина, изображающая какого-то человека, была написана только одной линией. Пульсирующей линией-спиралью. Писавший ее как будто поставил в середине белого листа карандаш или еще что-то, чем пишут картины, и не отрываясь повел свой инструмент по спирали, то нажимая им и тем самым утолщая линии, то едва касаясь листа, отчего линия становилась совсем тоненькая, но не прерывалась. Линия-спираль заканчивалась на краю листа, и в итоге получилась удивительная картина, портрет какого-то человека. — Эту картину нужно выставить для обозрения всем желающим. Кто-то сможет расшифровать заложенную в ней информацию. Через пульсирующую линию, изображающую человека, люди должны что-то осознать. — Каким образом? — Еще не знаю. Ну, например, точки и тире могут быть похожи на какую-то азбуку или нотные знаки, я только предполагаю, возможно и то, и другое или что-то еще. Ты, когда вернешься, попроси, чтобы выставили ее на всеобщее обозрение или опубликовали где-то. Найдется тот, кто расшифрует эту линию-спираль.
В.Мегре «Звенящие кедры России»

 

В одном из залов археологического кабинета в простой раме под стеклом висит старинная гравюра с изображением человека в терновом венце. Надпись на гравюре привлекает необычным сочетанием слов: «ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ«. Приглядевшись внимательнее, вы поймете, в чем суть: портрет сделан одной спиралевидной линией, начинающейся от центра гравюры и постепенно раскручивающейся до ее краев. Количество витков — 166. С расстояния двух-трех метров, на котором обычно находятся зрители, гравюра больше похожа на рисунок. Качество исполнения поражает. Невольно возникает вопрос: как автору удалось одной линией создать мягкие переходы света и тени, изобразить все оттенки от бледно-серого до черного, написать неповторимый лик с выразительным, печальным, проникающим в душу взглядом.

Обычно при гравировании разнообразие оттенков достигается штриховкой. Мастер наносит резцом линии той или иной толщины, меняет расстояние между ними, использует перекрестную штриховку и в результате добивается различной насыщенности цвета. На гравюре из археологического кабинета через увеличительное стекло можно рассмотреть: художник получал полутона, изменяя толщину линии спирали. Она выполнена не механически, по циркулю, а рукой творца, использующего изгибы линий для увеличения выразительности образа. Конечно, этим художник колоссально затруднил себе работу по сравнению с известными приемами. Но в результате получилось не схематичное изображение, а живой лик.

На гравюре отсутствует имя автора, но есть сведения о месте и времени ее изготовления. Она отпечатана в литографической мастерской Московского университета, разрешение цензора получено 29 ноября 1838 года.

У картины есть прототип. Дело в том, что первый образ Спасителя, вычерченный одной непрерывной линией, выполнил еще в 1649 году знаменитый французский художник и гравер Клод Меллан. Он родился на севере Франции в 1598 году, а умер в Париже, прожив девяносто лет. Меллан прославился и как живописец-портретист, и как гравер. В мировых энциклопедиях, например в английской «Encyclopaedia Britannica», о Меллане есть статья с перечислением прославивших его имя картин. Но если вы возьмете энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна работа: «Плат Святой Верoники», на которой образ Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины. В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: «FORMATUR UNICUS UNA» (выполнен как никакой другой) и ниже: «NON ALTER» (неповторим).
Но, как видно, картина совсем не «NON ALTER».

Единый единою чертою

Слева — картина русского мастера, справа — «Плат Святой Вероники» в исполнении Клода Меллана. Нажмите для увеличения

Для современников Меллана и в последующие века осталось загадкой, как он сумел сделать это. Среди знатоков гравюр и специалистов непререкаемым авторитетом до сих пор пользуется книга Пауля Кристеллера «История европейской гравюры XV-XVIII века» (русский перевод издан в Ленинграде в 1939 году). Рассказывая о Меллане и его знаменитой гравюре, автор пишет: «Меллан пренебрегает перекрестной штриховкой и моделирует только ординарными рядами более или менее параллельных линий, которые следуют формам и утолщаются в тенях». И далее: «Меллан не имел последователей своей совершенно своеобразной и личной техники». Итак, Кристеллер пишет, что спираль на гравюре Меллана имеет различную толщину, и сообщает, что никто не брался повторить его способ гравирования.

То, что автор монографии не знал о существовании русской копии гравюры Меллана, понять можно. Как нередко бывает в западных источниках, у Кристеллера вообще нет ни слова о русской традиции, хотя название книги — «История европейской гравюры XV-XVIII века» — к этому его обязывало.

Единый единою чертою

Увеличенный фрагмент офорта «Единый единою чертою».

Еще до Кристеллера, а после его труда тем более, во всем мире утвердилось мнение, что своеобразие Клода Меллана заключалось в умении изменять толщину борозды, которую резец оставлял на медной доске. Любой мастер понимал, насколько это сложная работа. Однако западноевропейские художники все же предпринимали попытки копировать технику Клода Меллана, о чем есть упоминания в справочной литературе, но о русских копиях там ничего не говорится.

Гравюра, хранящаяся в Церковном археологическом кабинете Московской духовной академии, — редкий экземпляр и отличается от французской тремя особенностями:

— надпись сделана по-русски: «Единый единою чертою»;

— нимб с косым крестом вокруг головы, не традиционный для православной иконографии, заменен на чистый;

— изображение зеркально по отношению к французскому оригиналу.

Образ Иисуса Христа на русской и французской гравюрах, о которых шла речь выше, в православной иконографии и западном искусстве называется «Плат Святой Верoники». История образа связана с известным церковным преданием: когда Иисуса вели от тюрьмы к месту казни — на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец.

«Плат Святой Вероники» не единственный образ, на котором голова Иисуса Христа в терновом венце подана крупным планом. Такая традиция хорошо известна в афонской и греческой иконографии. В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение и другая икона — «Иисус Христос в терновом венце». На ней голова Спасителя запрокинута, глаза устремлены к небу.

Единый единою чертою

«Се, Человек» (Евангелие от Иоанна, 19:5). Гвидо Рени. Масло, холст. Италия. Начало 1600-х годов. Дрезденская картинная галерея. Германия.

Впервые подобное изображение появилось в работах знаменитого итальянского художника -живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей так называемой болонской школы. Он работал в Риме, Неаполе и Болонье, где возглавлял Художественную академию. Гвидо Рени неоднократно повторял в своих работах лик Спасителя, в том числе с характерным поворотом головы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. В качестве названия своей работы Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата — «Се, Человек» («Это Человек»), которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам Иерусалима.

В конце XIX века картина Гвидо Рени послужила прототипом для третьего оригинального изображения, выполненного непрерывной спиралевидной линией. На этот раз художник использовал перо и тушь. (В 1880-е годы, когда создавался рисунок, уже была изобретена фотография и появились новые типографские способы размножения изображений, менее трудоемкие и дешевые, чем печать гравюр и офортов. Поэтому для массовой продукции использовали более простые приемы.)

Единый единою чертою

«Се, Человек». Перо, тушь. Автор неизвестен. 1880-е годы. Из книги: «The Real Pen-Work Self-Instructor in Penmanship», США, 1884.

«Наука и Жизнь», 2007 г., номер 2

 

Надеждой полнится Душа моя,
И разделяя боль детей своих,
Я Свет и Жизнь, Животворящая Мечта!
Один в ночной тиши, все жду и жду.

Забвенье злу, забвенье тьме.
Аз Есьм Надежда, Вера и Любовь!
Незримое присутствие в тебе-
Стремлений светлых и Деяний новь.

Скажи, ответь! Куда идешь?
Не прави Душу предавая.
Живешь, а Будто не живешь,
Все на кого-то уповая.
Дитя Мое! Надежда Света!
Многострадальная планета,
Все ждет и ждет,
Когда проснешся ты.

От сна никчемных устремлений,
От боли, горя и тоски,
От гнева, зависти,
И прочих порождений тьмы,

От мудрости, что без Любви,
От знанья, что не станет Раем,
Зачем идешь ты изменяя?
Прекрастный путь Земной судьбы!

Очнись! Воспрянь! Хоть на секунду!
Сует пустых замедли бег.
Я помогу тебе, Ты Сын Мой!
Ты Человек! Ты Человек!

Игорь Каменских

А вот современное исполнение подобных картин:

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:r: 
:dance: 
:acute: 
:beee: 
:blum: 
:dnt: 
:der: 
:lazy: 
:nea: 
:read: 
:resent: 
:sti: 
:thank: 
smeh 
:horosho: 
:ustal: 
:heart2: 
:kiss3: 
:wizard: 
:training1: 
:bigprivet: 
 

Посмотрите также эти записи

Из галереи СветВМир.ру
Еще интересные сайты!
zkr3 podaro4kin slavyanki photo-1 iz-dereva sadovyi jourcomp
chastushki flagi mahol

 

Поиск по сайту
Последние комментарии