Почему миллионы людей говорят, что для них 4-5 соток земли дачного участка явились существенным подспорьем в материальном плане, существенно улучшили их рацион питания, а люди в сёлах, имеющие по 15-25 соток говорят: «Мы — голодаем, нищенствуем»?
Почему? Не зависит ли и наше благосостояние, в том числе и от уровня осознанности? Большинство сельского населения считает, что жить хорошо можно только в городах, уходит молодёжь из деревни. Думаю, повинна в таком явлении и недавняя наша пропаганда. Давайте вспомним восторженные статьи в прессе пятидесятых, шестидесятых годов: герои кто? Шахтёры, лесорубы, станочники, лётчики, моряки…
Даже картины городских пейзажей художники рисовали со множеством дымящихся труб индустриальных гигантов. Снисходительно иногда упоминали и колхозника, но отрицательным показывали человека, уделяющего внимание земле своего участка. Даже делали попытки построить в сельской местности дома по типу городских, тем самым лишали людей личных подворий, заставляли их работать только на так называемой общественной земле. Всё как в индийском Ауровиле — можешь жить на земле и работать, но твоей земля всё равно не будет — всё это и приводит к плачевному результату.
О всеобщей бедности современной деревни, как и большинства населения, говорится непрерывно и поли-тиками, и в средствах массовой информации. Говорится так много, что происходит какое-то масштабное внушение — сельский житель может быть только бедным. Почти не приводятся примеры того, что благосостояние во многом зависит от тебя самого. Кому-то выгодно практиковать ситуацию следующим образом: «Не надейся на себя, только я тебя сделаю счастливым». Так говорят множество лидеров духовных конфессий, множество политиков, собирая для себя электорат. Кто хочет быть бедным и убогим, продолжайте верить им. Я хочу говорить о том: не как стать бедным, а как стать богатым. На вопрос можно ли жить безбедно, имея свой клочок земли, я отвечу — можно! И пример конкретный приведу.
В 1999 году один мой знакомый московский предприниматель, прочитавший «Анастасию», пригласил меня к себе в гости. Заинтриговал, сказав, что может накрыть стол, почти такой же, как делала в тайге Анастасия. Когда я пришёл к нему, стол еще был пуст. Мы сидели, разговаривали, и Андрей — так звали предпринимателя — поглядывал на часы, извиняясь, что кто-то там задерживается.
Вскоре вошёл его водитель с двумя большими корзинками. На столе появились помидоры, огурцы, хлеб и многое другое. Комната наполнилась манящими запахами. Женщины за несколько минут накрыли прекрасный стол. Не пепси-колу пили мы, а великолепный, пахучий русский квас. Не французский коньяк пили, а домашнее вино, да ещё настоянное на каких-то травах. Помидоры, огурцы были не так прекрасны, как я пробовал у Анастасии в тайге, но они были гораздо вкуснее, чем те, что продаются в супермаркетах и даже на колхозных рынках. «Откуда у тебя всё это?» — недоумённо спросил я и узнал от него следующее.
Как-то возвращаясь в Москву из Рязани, водитель Андрея остановил джип у небольшого придорожного рынка. Купили литровую банку солёных огурцов и банку помидоров. Остановившись у небольшого кафе, решили отобедать. Открыли купленные банки, попробовали. После обеда Андрей велел своему водителю развернуться и ехать в обратную от Москву сторону, к придорожному рынку. Он скупил у пожилой женщины всё, что у неё было, и предложил отвезти её домой на своём джипе. Женщина жила одна в очень стареньком домике с маленьким огородиком. Её усадьба располагалась в небольшой деревеньке в пятнадцати километрах от дороги. Предприимчивый ум Андрея сработал быстро, и далее все было так…
Андрей купил дом в деревне, на краю леса с двадцатью сотками земли в 120 километрах от Москвы в экологически чистой зоне. Зарегистрировал дом на имя этой женщины, положил перед ней документы и договор, согласно которому обязывался выплачивать ей ежемесячно 300 долларов США, а женщина, в свою очередь, должна выращенную на огороде продукцию отдавать его семье, за исключением той, что съест сама. Звали женщину Надежда Ивановна, ей шёл 62 год. И она не очень понимала или верила бумажкам. Тогда Андрей повёз её в сельский совет и попросил, чтобы председатель прочитал и объяснил ей законность бумаги. Председатель сельского совета ознакомился с бумагами и сказал женщине: «А что ты теряешь, Ивановна, твою развалюшку взамен ведь никто не просит. Не понравится, завсегда возвратиться сможешь». Надежда Ивановна в конце концов согласилась.
Теперь она уже три года живёт в добротном доме. Андрей нанял работников, которые пробурили скважину, сделали отопление и автономную котельную, вырыли и обустроили погреб. Огородили всё хозяйство забором, завезли весь необходимый инвентарь, купили козу, кур, комбикорма. Ну и многое другое, необходимое в хозяйстве.
К Надежде Ивановне приехала жить её дочь с маленькой внучкой. Алексей, прочитавший то, что говорила Анастасия о выращивании овощей, рассаду выращивает сам, но семена берёт только у Надежды Ивановны. Отец Алексея, бывший директор ресторана, а ныне пенсионер, летом отвозит рассаду и с удовольствием помогает женщинам по хозяйству. Надежда Ивановна вместе с дочерью получили жильё и работу. Семья Андрея — он, жена, отец и двое детей — обеспечиваются всё лето свежими, действительно экологически чистыми овощами, фруктами, а зимой — великолепными солениями и круглый год, при необходимости, лечебными травами.
Кто-то решит, что приведённый мною пример является исключением. Ничего подобного! Ещё десять лет назад, когда я был президентом Межрегиональной ассоциации предпринимателей Сибири, многие предприниматели, входящие в нее, старались организовать подобным образом подсобные хозяйства, кто для своей фирмы, кто только для своей семьи. Сейчас вы можете прочитать в газетах объявления, в которых предлагаются подобные услуги. Но есть одно «но» — очень трудно найти человека, способного работать, а вернее умеющего делать то, что делает Надежда Ивановна. А раз трудно найти, давайте вспоминать сами, как нужно относиться к земле. Давайте обмениваться опытом, как стать богатым и счастливым на своей земле, а не как быть бедным.
В.Н. Мегре — «Кто же мы?», книга 5 из серии «Звенящие Кедры России»