Оля и Сергей Сарафановы, Ярославская обл., поселение БлагоДарное
После переезда на свою родовую землю мы перевели ребёнка на домашнее образование в середине пятого класса. По итогам 5-го класса сдали по всем предметам экзамены и закончили учебный год на «отлично» и «хорошо».
Главное – как меняется отношение ребёнка к знаниям, к организации своего времени.
В первый месяц домашних занятий внимания к предмету у нашей Алёнушки хватало минут на пять. Потом мысли устремлялись к прекрасной мечте о лошадях, к тому, как бы побыстрее покататься на коньках, лыжах, на собаках… А ещё она очень старалась скрыть то, что не понимает или не знает (по школьной привычке, чтобы не поставили плохую оценку). И первый месяц мама много времени вместе с Алёнушкой сидела над уроками, примерно по 3-4 часа. Со второго месяца 2-3 часа, с третьего месяца минут 30-40.
В школе, независимо от того, как учится ребёнок, он обязан отсидеть время. Появляется скука, делание вида, что слушает… Дома наша дочь очень быстро поняла, что сделала уроки — и можно заниматься своими делами. В результате стала проявляться самодисциплина. Вместо 8 часов школы (вместе с домашними уроками), 2,5-3 часа обучения в день. Домашних заданий, естественно, нет, а зачем? Время усвоения материала сократилось почти в 3 раза от школьного. Тому, что на обучение уходит всё меньше и меньше времени, рада вся наша семья. В жизни столько интересных, творческих и важных дел!
Первую неделю нам было сложно сорганизоваться. Помогло расписание. Мы с Алёнкой составили свой учебный план, из него – расписание, и занимались.
Большинство предметов нам понравилось проходить «погружением». Например, годовой курс информатики мы прошли за три недели, историю — за пять недель, математику — за пять недель, физику — за три недели и т.д. Для ежедневного изучения оставили русский, литературу, английский, природоведение, музыку, рисование, рукоделие.
О «погружении». Выбираем один предмет главным, например, математику. В день изучаем её 2-2,5 часа, перемежая 2-3-мя дополнительными предметами (например, биологией, географией, английским, рукоделием).
Один домашний урок у нас длится 35 минут. Все перерывы — активная деятельность.
Максимум внимания сосредоточено на математике. С каждым днём она становится всё более знакомым, понятным и интересным предметом, быстрее и быстрее усваивается материал. Закончили математику — берёмся за физику, а математику можно ставить дополнительным уроком раза два в неделю для закрепления. Закончили физику — переходим к истории и т.д.
Так мы подружились со всеми предметами.
В течение полугода сдавали по темам почти все предметы, чтобы учителя познакомились с Алёнкой, чтобы подкорректировать что-то из пройденного. В конце года по всем предметам были контрольные работы, экзамены в тестовом виде и в форме собеседования. Очень важно, чтобы родители присутствовали на всех собеседованиях, тестах и экзаменах. Между учителями и ребёнком тогда более объективное общение и отношение к ребёнку. И я для себя отмечала — на что нужно обратить внимание ребёнку, какие критерии оценки знаний используются в школе.
Желательно подготовиться к тому, как оценивают знания в школе (например, на экзаменах по итогам года). Мы заранее приобретаем разные дидактические материалы, тестовые и контрольные работы, решаем их.
Ещё разница в школьном и домашнем обучении. В школе оценка складывается из множества оценок в течение четверти. Дома ребёнок если какой-то предмет не понял, плохо усвоил — то этот урок заново проходится. Можно и три раза пройти его. Оценок никто ставить за это не будет. На душе у ребёнка спокойно. А внимание становится стопроцентным.
Школа, оказывается, очень сильно родителей и детей разделяет. Когда ребёнок усваивает знания об окружающем мире в школе и за это оценки ставят, ребёнка мало интересуют знания родителей. (А то ещё родителей и за дурака держат, за то, что ты говоришь не то, что в учебниках.) Когда мы сами объясняем своему ребёнку мироустройство, у нас с ребёнком единый взгляд на мир. При домашнем образовании ребёнок здесь, рядом, усваивает знания из учебников. У нас появилась возможность понимать, какие именно ребёнок знания усваивает, и сразу поправлять, объяснять. Для нас, родителей, это важно.
Сейчас наша дочка учится второй год на домашнем обучении. И в школу возвращаться совсем не собирается.
Алёна, родовое поселение Сказка, г.Новосибирск
Поделюсь нашим опытом. Своего сына я решила в школу не отдавать, а с первого класса обучать дома. Первый класс мы начали изучать в 2004 году. За год до этого я уже искала, в какой школе мы можем оформить семейную форму обучения. По нашей прописке у нас гимназия с завышенными требованиям и углублённой программой, два языка с первого класса (второй чуть позже). Сначала нас не приняли, сказали, что у них в гимназии нет такой формы обучения, и отправили в другую школу. В другой школе есть такая форма обучения, но сказали, что все классы уже сформированы и мест в школе больше нет, и отправили обратно по месту прописки, сказав, что они обязаны нас принять, так как мы на их участке живём.
Пришли обратно. С нами явно никто не хотел иметь дело, настрой агрессивный, возмущённый. Я быстро нашла закон об образовании и написала заявление в школу, чтобы моего сына приняли на основании этого закона. Приняли. Утвердили план сдачи экзаменов. Раз в четверть по всем предметам, включая необязательные (музыку, труд, рисование, физкультуру).
Занимались мы с сыном дома целыми днями, так как объём знаний, который от нас потребовали, был уж слишком завышен (например, в первой четверти первого класса мы должны были уже изучить фонетику и делать фонетический разбор слова). Слава (сын) справлялся с этим еле-еле. Весь первый класс мы промучились, так как это отнимало кучу времени и сил.
Закончив первый класс с трудом, испытывая ужасное давление со стороны учителей, стойкое несогласие с нашим решением обучать ребёнка дома (они, видимо, хотели нам доказать, что мы не в состоянии обучать ребёнка самостоятельно), мы решили забрать сына из школы совсем. То есть мы решили не быть прикреплёнными ни к какой школе и не сдавать экзамены.
Последующие четыре года мы спокойно сидели дома и занимались, как хотели, без давления и упрёков. Я покупала сама учебники, которые мне больше всего нравились. Я сама составляла расписание занятий, и Слава их нормально выполнял.
Но надо признаться, что такое незаконное положение (ведь по закону мы обязаны числиться в школе) меня сильно тяготило, нервы сдавали, был страх, что какая-нибудь комиссия по делам несовершеннолетних нагрянет, и у меня отберут сына. Мысли были всякие разные. Мы рассчитывали, что уедем жить в родовое поселение, и там нас никто не побеспокоит. Но годы шли, а в поселение мы так и не переехали. Муж стал говорить о том, что надо бы как-то решать вопрос с образованием сына. Я согласилась.
Пошли обратно в нашу гимназию. Когда они узнали, что всё это время мы не учились, они были, мягко говоря, в шоке. Экзамены принимать у нас отказались, сказали, что с нами будет разбираться комиссия по делам несовершеннолетних. Мы ушли. Начали изучать, что по этому поводу есть в интернете. Оказалось, что не одни мы такие умные, что такие ситуации бывают, хоть и не часто. В этом случае просто нужно обращаться в частные школы, они помогают оформить ребёнку все документы, принимают экзамены, и всё налаживается.
Нашли частного преподавателя, который готовит экстернов. Объяснили ситуацию, и он сказал, что ничего страшного в этом нет. Договорился для нас с частной школой, в которой у нас за два раза приняли все экзамены за начальную школу (с 1 по 4 класс). Слава всё сдал на 4 и 5.
Потом этот преподаватель договорился для нас со школой, с которой он сотрудничает, и мы устроились на экстернат. В этом учебном году мы сдали в школе экзамены за 5 класс (одна 3-ка только), теперь сдаём за 6-ой. Закончив в этом году 6-ой, мы догоним сверстников. Учимся хорошо, иногда ходим к частному преподавателю, он только корректирует наше обучение, подсказывает, на что нужно больше внимания обратить.
Планируем в следующем году пойти в школу. Программа становится сложнее, не знаю, как преподавать физику и химию, да и усталость за эти годы накопилась. Не могу сказать, что обучение всегда было безоблачным, иногда бывает морально тяжело. Может быть после того, как Слава походит в школу, он сам захочет вернуться на семейную форму. Может, оценит тогда, что это такое, и будет учиться охотнее.
Митя Малышкин
Привет! Меня зовут Митя. Я тоже на домашнем обучении. Мне очень нравится. Сначала я думал, что буду не таким, как все. Но потом понял, что таких детей, как я, много.
Валерий Якимкин, г.Мелеуз, Башкортостан
Здравствуйте! Хочется высказать свои мысли по поводу образования. Давно уже пришёл к выводу, что учебники необходимо перебрать, а вернее, объединить в один предмет, например: Биология, география, химия, физика, астрономия, естествознание, обществознание. Суть объединения в том, чтоб не рвать мысль ребёнка и осмысливать всё в образах, ведь, по сути, одно дополняет другое. Сам уже давно не соприкасался со школьной программой (сыну уже 22 года), но думаю, в общем, ничего не изменилось. Ясно одно, если мы для своих детей этого не сделаем, то это не сделает никто, и дети так и будут мучиться с предметами. Правильно сформированные учебники позволят с более раннего возраста осваивать их как суть само собой разумеющее, процесс обучения превратится в простое познание истины.
кто хочет знать нормальную историю своей родины и шарить в геополитики! рекомендую книги Стариков Н. Кремлёва.С